Московскую банную традицию можно считать своеобразной городской субкультурой, причем, возможно, единственной на просторах России. Даже в Санкт-Петербурге нет ничего похожего на наш, московский, банный ритуал. Хотя сауна на час и здесь, и там стоит приблизительно одинаково.
Если верить историкам, использовать места омовения еще и как некий мужской клуб впервые стали в Древней Греции. Впрочем, главная заслуга в том, что эти традиции укоренились, принадлежит все-таки римлянам, которые ревностно относились и к гигиене, и к искусству общения – беседе. Кстати, это порой вызывало даже раздражение у соседей. Помните, у Джойса один из его героев говорит: «Какова же была цивилизация их? Может и пространна, но презренна…» И утверждает, что у римлян была канализационная мания. Свое изобретение – клоаки или канализационные трубы они приносили на каждый берег, куда ступала их нога. Если иудеи, например, на вершине горы или в пустыне произносили: «Здесь подобает быть. Так воздвигнем же алтарь Иегове». То римляне, как и англичане, которые следуют по их стопам, приносили всюду лишь мечту о канализации. Они, завернувшись в свою тогу, осматривались вокруг и провозглашали: «Здесь подобает быть. Давайте же построим ватерклозет».
Ну, а позднее римляне начали экспортировать свои банные обычаи на территорию Востока, в Византию, продержавшуюся немногим менее тысячелетия после падения Великого Рима. За этот период она успела поделиться банной традицией со своими северными соседями – варварами. Те любили «хаживать в греки», то бишь и повоевать, и поторговать. Вот откуда ведет свои истоки, например, русская баня на дровах Гармония или сауна на Профсоюзной.
Хотя, разумеется, от души помыться в древней Руси умели и до знакомства со своими южными соседями. Так, «Повесть временных лет» сообщает, что даже апостол Андрей Первозванный, побывавший в Новгороде, потом рассказывал в Риме, мол «видел удивительное в земле Славянской…» А видел он деревянные бани, которые разжигали докрасна, раздевались донага и, “облившись кожевенным квасом, поднимали на себя молодые прутья и били сами себя до того, что едва вылезали”. Чуть живые обливались студеной водой и лишь так оживали… Конечно, такой рассказ можно приписать и фантазии автора летописи, поскольку киевляне не очень любили новгородцев. Вот и норовили их поддеть при любом удобном случае. Но традиция общая с финно-угорскими соседями и правда существовала. Причём, что касается веников, то использование их является, безусловно, русским ноу-хау. Вовсе не финны додумались до этого, а наши прародители.
Вот и выходит, что в Москве налицо скрещение двух древних традиций – «греков» и «варяг». Наши сельские бани пошли от северного обычая, который идет аж со времен родоплеменных, а традиция городского банного общения берет начало в Византии и Риме.
Любопытно, что, кроме русских, древние банные секреты ещё один народ заполучил. Кто такие? Да те, которые покорили Византию – турки. Магометане были практичными людьми. Они сразу оценили огромную пользу бань. Им хватило ума на дверях повесить афоризм своего пророка «Вода очищает все» и продолжить использовать бани по прямому назначению.
Таким образом возникли хорошо сейчас известные миру русская баня и турецкая сауна.
Трудно сосчитать, сколько раз бани хоронили – и при распространении ванн и душа, и при появлении отопления. Казалось, что для данной субкультуры просто смертельным ударом станет хрущёвское строительство жилья 1950-1960-х годов, кстати говоря, наверное, лучшее, что сделала власть когда-либо для народа в нашей стране. Но, невзирая ни на что, бани выжили, поскольку социальная функция их оказалась гораздо важнее гигиенической. Видимо, и впрямь это традиция, рассчитанная на вечность.
|